25 — 27 августа 2006: open-air фестиваль «Кромка Лета»

open-air фестиваль «Кромка Лета»

DISCLAIMER: В этом отчете пойдет речь об организации и музыкальной части фестиваля. Все что этого не касается, то есть быт и какие-то мелочные заметки можете прочитать здесь. Еще иногда я с констатации фактов я могу срываться на выражение собственного мнения. За что прошу прощения. =)

Действо происходило неподалеку от деревни Головеньки, что неподалеку от Щекино, а уж Щекино, как всем, я думаю, известно, имеет место быть неподалеку от Тулы.

Сразу позволю себе заметить — в тексте будет часто использоваться местоимение первого лица множественного числа («мы»). «Мы» — это группа «Изоморфизм» со товарищи.

День № 0 (24.08, четверг)
Погода: 17 — 19 по Цельсию, пасмурно, иногда мелкие дожди. Ночью гроза.

Заезжаем на фестиваль. Будучи тепло принятыми организаторами фестиваля, мы начинаем заниматься бытовыми вещами. За этим, собственно, весь четверг и прошел. Пока мы копошились в своем лагере, вокруг кипела деятельность — достраивалась сцена, разгружался аппарат, который предоставил любезный щекинский рок-клуб, разрабатывалась схема работы охранников и т.д. В четверг организаторы объявили, что начало музыкальной части фестиваля будет в 14.00 (собственно, чтобы упомянуть эту вещь, и писался этот пункт). Никаких непосредственно музыкальных событий в этот день не происходило (помимо традиционного пения песен всеми присутствующими на фестивале под гитару вокруг костра).

День № 1 (25.08, пятница, день официального начала фестиваля)
Погода: утро-день — 17 — 19 по Цельсию, пасмурно, дождь, вечер — 23 — 25 по Цельсию, ясно, без осадков

Где-то до 15 часов на успешно достроенной сцене расставлялась аппаратура. Ждали электричества, которое тянули из ближайшего деревенского дома (400 метров кабеля были проложены по деревьям добровольцами). 16.00 — все подключено, настроено и электрифицировано. К этому моменту подтянулось около 200 человек. Среди них мной были узнаны музыканты групп «Псяхушка», «Новые Батарейки», «Чертополох», «Океан Песка», «Свет Истины», «Green Crow» (Воронеж), «Sensus Silentium» и еще кого-то. Также в наш лагерь поселились Вова Кедов из группы «Перекрести Свой Юзерпик» (ex-Педали) (к слову, ваш покорный слуга, то есть я, по совместительству играет в этой группе на барабанах) и Саша Павлова (Кошка Сашка).
Погода, как будто по заказу, улучшилась — небо очистилось от туч, закончился дождь, начало греть солнце...
Часов в 18 фестиваль был объявлен открытым. И понеслось.
Первыми играли Sensus Silentium. Впечатление от выступления было напрочь испорчено плохим звуком. Вокал и клавиши перекрывали две гитары и барабаны. Из-за ужасного звука я не мог в полной мере оценить материал и качество исполнения. Вообще, конечно, все соответствовало тому, что я слышал о группе (а слышал я то, что они играют готическую альтернативу) — И имидж, и тексты песен.

Следующими вышли «Океан Песка». Звук был несколько получше, но все равно не очень хорош. Это делало «Океан Песка» до боли похожим на Гражданскую Оборону. Что не мешало их вполне нормально воспринимать — материал вполне перекликался с ранним творчеством Игоря Федоровича Летова. Люди перед сценой начали танцевать, некоторые затеяли слэм — ибо музыка была вполне подходящей. После короткого выступления (около 20 минут) на сцену вышел звукорежиссер Макс (Snuff) и сказал, что если кто-то из групп играет подобный «стремительный панк» — то лучше не соваться на сцену. Ибо формат фестиваля подобной музыки не предусматривает.

Во время настройки следующей команды на сцене появился человек по имени Чек, который заведовал всякими немузыкальными конкурсами и развлекухами. Он объявил конкурс под названием «Групповой оргазм». Суть была в следующем — десять человек становятся в шеренгу и поочередно издают т.н. «оргазменные звуки» — первый один звук, второй — два и т.д. Если хотя бы один из шеренги засмеется — процесс стенания начинается сначала, с первого человека. Конкурс занял где-то минут пятнадцать, за это время музыканты были готовы играть.

Играть была готова группа «Псяхушка». Они выдали совершенно потрясающую программу в стиле фанк (funk). Названий песен и чего-либо еще я особо не запомнил. Зал (ну, насколько, конечно, пространство перед сценой можно назвать залом) взорвался танцами и одобрительными криками и апплодисмиентами после каждой песни. «Псяхушка» были официальными хедлайнерами первого дня фестиваля. Вполне оправданно, я считаю. Выступление длилось около 40 минут. Ну и на бис сыграли одну песню.

После тот же самый Чек объявил, что микрофон или инструмент, или сцену теперь могут предоставить любому присутствующему, кто чувствует в себе силы сыграть что-то, спеть или станцевать. В связи с этим вокалист Псяхушки остался на сцене еще на полчаса, развлекая публику смешными песнями. Вместе с этим было сказано, что-де на следующий день состоится конкурс боди-арта (body-art) — то бишь любой может заявить себя художником (моделей нужно было находить самому) и получив у организаторов краски и кисти разрисовать свою модель так, чтоб мама родная не узнала.

Когда он закончил, уже стемнело. В рамках «Свободного микрофона» на сцену вышла группа «14 слов». Ребята не готовились и не планировали выступать на фестивале — просто приехали отдохнуть, но под шумок решили представить несколько песен публике. Песен было обещано четыре. Начали с кавера на гр. «Коловрат» — песня «Честь и кровь». Второй песней тоже стал кавер на Коловрат (как песня называлась — не помню). После исполнения второй вещи на микрофон перекочевал в руки все того же Макса, который и объявил, что, мол, вот эту группу вы сможете услышать на фестивале, в который они будут вписываться по формату. Вокалист начал спорить с ним, упирая на то, что «ведь этот фестиваль для русских людей!» и то, что «опять патриотизм на корню срезают» и т.д. Группа ушла со сцены. Их сменили неофициальные хедлайнеры (то есть признанные таковыми большей частью публики) — группа «Свет Истины».
Еще пока малоизвестная, группа показала высокий уровень исполнения, хорошую сыгранность и просто отменный материал в стиле country/folk. Перво-наперво со сцены было прочитано стихотворение, которое заканчивалось «Вот! Заберите ваши моратории!», что показалось мне особенно актуальным после ситуации с группой «14 слов». А после они заиграли. Под песни вокалиста Вадима Шамана в аранжировках группы ноги всех присутствующих самопроизвольно пускались в пляс. Танцевали все, даже охранники у сцены. После каждой песни — шквал апплодисментов. Были сыграны широко известные в узких кругах хиты — «Цветочная поляна» и «Про Шурика». Играли они где-то минут 30. Когда было сказано слово «Всё», зал закричал «Ещё!». На бис сыграли еще раз «Цветочную поляну» и новую песню (про инопланетян).
Следующими вышла группа «Green Crow» из Воронежа. Будучи много о них наслышан, я несколько разочаровался. Они играли достаточно скучную помесь фолка и блюза. В течении, наверное, полутора часов они играли свои песни. Некоторая публика, еще способная ТРЕЗВО оценивать звуки, льющиеся в изобилии со сцены начала откровенно зевать в начале второго часа выступления «Зеленой вороны». А когда свои песни закончились — они перебрали все те песни, которые уже получили статус дворовых — «Не со мной» Чайфа, Что-то из Чижа и т.д. Ужасно, в общем. Но в это время я уже заливал глаза в палатке, отмечая прибытие нашего гитариста, так что мои уши особо не пострадали от музыки «Green Crow».
На этом музыкальные события первого дня закончились...

День №2 (26.08, суббота, второй день фестиваля)
Погода: 26 -28 по Цельсию, ясно, без осадков)

Концертная часть второго дня началась около двух часов. До этого времени продолжался т.н. «Свободный микрофон», начавшийся предыдущим днем. Первыми вышли играть группа «Ангел неБЕС» (ex-Трактир). Состоялось вступительное слово, где говорилось, что Кромка Лета — это круто, и рассказалась история о двух девушках, которых музыканты группы встретили по дороге на фестиваль, и они им-де заявили, что вот они из Москвы, а «Нашествие» по сравнению с Кромкой — г**но. С самого появления группы на сцене меня насторожил их внешний вид — белые рубашки и черные брюки. С первых аккордов я понял, что группа играет музыку, более подходящую для сцены какого-нибудь кабака, нежели для рок-фестиваля. Играли они минут 40. Нудно и скучно. Только саксофонист периодически радовал классными соло (хотя до хотя бы Сергея Летова ему ОЧЕНЬ далеко). Тексты группы поражали простотой и банальностью и своей псевдофилософичностью. После выступления группа всем раздаривала свои диски.

Их сменила не менее нудная группа из Новомосковска, название которой я не запомнил. Первую вещь они сыграли на ура — этакий ска-панк легенький и веселый, а потом у них сменился вокалист и они заиграли самые заурядные вещи, которые принято называть «русский рок» — упор на тексты, три или четыре дворовых аккорда, ноль эмоций, никакой экспрессии. Ужас.

После их выступления состоялся очередной конкурс — отбирались пары мужчин, которым предстояло бить друг друга мешками с травой, стоя на бревнах, лежащих на земле. К слову сказать — к этому моменту пространство фестиваля заполнилось раскрашенными людьми — все готовились к подведению итогов конкурса боди-арта.

В это время на сцене настраивалась группа «Новые батарейки». По моему мнению — одна из лучших групп фестиваля. Началось выступления с небольшого «интро» — гитарист играл на гитаре скрипичным смычком (явный кивок в сторону Sigur Ros). И после вступления со сцены полился качественный инди-рок. Незамысловатые, но предельно мелодичные и экспрессивные гитарные ходы, сложнейшие бас-партии, сыгранные с поразительной техничностью и гениальная ритм-секция — вот три составляющие музыки группы «Новые батарейки». Помимо своих старых вещей, были сыграны две новых и, уже успевший стать традиционным, кавер на Pixies «Where Is My Mind».

После «Новых батареек» была объявлена группа «Юнона и Авось» из Новомосковска. Но вместо нее вышел дуэт «Дай пива!», состоящий из двух гитаристов «Юноны». Процитирую Мишу «Пилота» (одного из этих двух гитаристов): «Наш барабанщик в Штатах, басист в Твери, а вокалист вообще неизвестно где». Сей дуэт отыграл программу, состоящую из веселых рок-н-роллов и тягучих блюзов. Периодически Пилот брался за губную гармошку. Очень хорошее выступление.

Когда «Дай пива!» закончили, на сцену поднялась группа «Иллюзии Баха». На Кромке они представляли акустическую программу. Сзади Фиша и Стаса восседали два укуренных в хлам перкуссиониста, которые достаточно однообразно стучали, устремив свой взгляд в одну точку (чем безмерно меня веселили). «Иллюзии Баха» сыграли все свои хиты уложившись в полчаса — «Диктор», «Плюшевый мишка», «Настоящих мужчин нет», «Там где мы» и т.д. Жаль, не прозвучала «Мягкая эротика». За выступление группе можно поставить твердую пятерку и причислить к лучшим выступлениям фестиваля.

Дальше играли мы. То бишь «Изоморфизм». Много говорить не буду, замечу только, что после трехмесячного перерыва в репетициях мы ощутимо лажали, но народ, насколько мне было видно из-за барабанов, потанцевал под наши разухабистые рок-н-роллы, что радует.

После нас на сцене появилась группа «Итог», доселе мной виденная только на прошлогоднем фестивале в ТулГУ. «Итог» — это коллектив преподавателей ТулГУ, что уже о многом говорит. Что могут играть люди в годах, носящие очки и рубашки с брюками? Правильно. Что-то, очень напоминающее «Машину Времени» и раннее «Воскресение», только намного более худшего качества. Особенно рассмешила песня «Вампирша», текст коей кишит штампами а-ля Король и Шут, а музыка представляет собой ту-же самую хреновую «Машину Времени», с учетом того, что в начале песни пятка гитариста нажала (видимо случайно) на педаль distortion.

Когда «Итог» наконец-то покинули сцену, туда поднялась группа «Ассура». Ассуровцы как всегда сыграли слаженно и хорошо, хотя с процессором у гитариста/вокалиста Сергея Кубика были какие-то проблемы. Но это не помешало людям как следует поколбаситься под их музыку, как будто для этого и созданную — играли «Ассура» быстро и зажигательно. Воистину, партизанский рок-н-ролл.

Далее следовало выступление группы «Перекрести Свой Юзерпик» (заявленной организаторами по старому названию — «Педали»). На сцену вышли Кедов, басист группы «Океан Песка» и ваш покорный слуга. После небольшой настройки мы грянули и уже после второй песни добились того, чего и хотели — нас начали выгонять со сцены. Кедов выпросил право сыграть еще одну песню, сыграли один из боевиков и с гордыми улыбками сошли со сцены.

Перед выступлением «Педалей» были подведены итоги конкурса боди-арта. Победила в нем девушка, которую разрисовывал мой друг, жившая в соседней от меня палатке.

Здесь я на время покинул пространство возле сцены, погрузился в проблемы быта, и ненадолго перестал обращать внимание на то, что звучало.

Вернулся к музыке я только тогда, когда на сцену вышла Кошка Сашка (она же, как выше упоминалось, Саша Павлова). Саша играла минут 30-40, периодически общаясь с публикой. Публика уселась возле сцены и внимала. Мне очень нравится ее творчество по двум причинам: во-первых — потрясающий голос, во-вторых — отличные тексты. Вот так, под гитару все исполняется — но цепляет очень сильно (меня это, может быть, цепляет так как я бардов люблю).

После Кошки Сашки на сцену вышли какие-то хиппаны под названием «ПММТ», коих возглавлял некий Кайф (по его же словам, его можно всегда найти на Арбате). Хиппаны играли часа два или два с половиной. Вроде бы весело и залихватско... Но однообразно и невнятно. Барабанов не было, но с ритма никто не сбивался. Такое впечатление, что один гитарист играет партию от одной песни, другой гитарист — от второй, флейтист — от третьей, басист вообще казалось играл одно и то же весь концерт, а вокалистка поет слова, которые совершенно не подходят к музыке. Публика обзевалась. По музыке они мне показались смесью Grateful Dead и ELO. Очень посредственной, надо сказать смесью.

Небольшое лирическое отступление: после этой группы я понял, что недаром ко мне с утра привязалась песенка Вени Д'ркина «Коперник». Были там такие слова — «Начесали петухи пункера, распустили хаера хиппаны». Пункеров с петухами на голове я в субботу наблюдал предостаточно. А к вечеру и хиппаны объявились. Вот.

Продолжим разговор о музыке. «ПММТ» закончили, когда уже стемнело. После них вышла группа «Я вижу». И зазвучал реггей (reggae). Тут же разлился сладковатый запах сами-знаете-чего ;). «Я вижу» играли просто потрясающе, люди танцевали... К слову, пространство перед сценой почти полностью заполнилось людьми — все предыдущие не собирали столько народу. Кавер на Кино «Мама анархия» порадовал всех без исключения. После сорокаминутного выступления «Я вижу» закончили и уступили сцену мэтру...

Мэтром был, собственно, Дима Мулыгин. То есть на сцене появилась группа «Ворон Кутха». Я их ждал. Но, как оказалось, зря. Мулыгин расстроил меня первыми же словами: «Можно тут до утра песенки на вторую долю играть. Несерьезно это все.». Я на него обиделся =) и ушел в свою палатку, ибо был уставшим и слегка нетрезвым. На следующий день все говорили, что «Ворон Кутха» не очень хорошо сыграли. Ну вот и я то же самое здесь говорю — не очень хорошо они сыграли. Да.

Мулыгина сменил Пинок с «Источником Пепла». Последние года полтора я к Источнику Пепла отношусь очень предвзято — ну не нравятся они мне, и все. А тут они просто выстрелили зарядом позитива. За что и определяются в разряд лучших выступлений. Не знаю, что именно обуславливает то, что их песни, уже порядком, надо сказать, надоевшие, на Кромке Лета прозвучали просто сногсшибательно, но то, что они были на высоте — это факт.

Следующий за Источником Пепла «Деникин Спирт» я слушал в полусонном состоянии, в коем их слушать категорически не рекомендуется. Под них очень хорошо всячески колбаситься или пить водку =). Народ злоупотреблял и тем и другим, судя по словам очевидцев того, что творилось в лагере и возле сцены. Группа отыграла на «отлично», сыграли немного старья. Из старья я запомнил только «Огонь по е**ному хутору»...

После Прокопца на сцену вышли «Barby-Q». Мне они показались очень скучными. На первой же их вещи я заснул =).

Проснулся в тот момент, когда объявили «Wan-Win». Со сцены прозвучали две песни, и все смолкло.

Уже утром, я узнал, что концерт продолжался чуть ли не до пяти утра, были еще «Чертополох», еще несколько групп, неизвестных тому, кто мне это поведал (а поведал мне это вышеупомянутый Миша Пилот из гр. «Юнона и Авось»), и был еще какой-то дико крутой джем на сцене.
В воскресение был день отъезда, поэтому здесь я его описывать не буду.

Отдельно хочу рассказать об организации фестиваля, охране и об обстановке вообще. Организация была очень хорошей, если не считать задержки концерта в пятницу — но это было обусловлено погодными условиями, так что претензий никаких нет. Все время работала кухня, где за низкую цену можно было приобрести себе что-нибудь горячее поесть и попить (в основном предлагали гречку, макароны, салаты из овощей, чай и кофе). Организаторы любезно отвечали на все вопросы и всегда оказывали посильную помощь, если таковая надобилась. В общем — огроменный респект организаторам. Охрана — это было нечто. Ни разу охранники не применили физической силы. Все конфликты, если и возникали (а это происходило крайне редко) решались словом.
Пара слов о звуке: как я уже говорил, аппаратура предоставлялась щекинским рок-клубом. Звук был очень хорошим на протяжении всего фестиваля. За это респект Максу, конечно же. И Мишку тоже респект. =) Вот, собственно, и все.

Итоги в цифрах:
Оценка фестивалю (IMHO): 5/5 (пять из пяти)
Лучшие выступления (IMHO): Псяхушка, Свет Истины, Новые Батарейки, Кошка Сашка, Я Вижу, Источник Пепла, Деникин Спирт.
Звук: 5/5
Организация:5/5
Работа охраны: 5/5
Условия проживания: 4/5 (туалет был далековато от основных поселений, нормальные сухие дрова привезли только на второй день фестиваля)

Вот такой был фестиваль. Будем надеяться, что был он не в последний раз.

Кроликофф
Писано по горячим следам, вечером 27-го числа, по приезду.

Дата публикации: 27.04.2006, время: 15:19, рубрика: 2006, ОТЧЕТЫ С КОНЦЕРТОВ.